Е.В. Динер

Электронная книга как форма книжной коммуникации *

В статье рассматриваются отличительные черты электронной книги, обусловленные иным уровнем гипертекстовости и интерактивности по сравнению с традиционной книжной формой, определяется их значение для современной книжной коммуникации. Автор характеризует эти качества как проявление новой информационной культуры, как новые тенденции развития системы книги, обусловленные электронной средой и трансформирующие книжную культуру. Вместе с тем автор утверждает, что эта трансформация должна быть основана на положениях культуры книги, выработанных по отношению к её печатной форме, а их трансляцию в компьютерную среду необходимо осуществлять с учётом преимуществ электронной коммуникации. В этом контексте особенно важно выстраивать концепцию электронной книги в зависимости от целевого назначения и читательского адреса электронного контента. Эти факторы прежде всего должны определять уровень гипертекстовости и интерактивности, реализованный в электронном тексте.

The article deals with features such as an e-book hypertext and interactivity, is determined by their importance for the modern book communication. The author describes these qualities as a manifestation of a new information culture and justifies the position that when you create an e-book their level depends on the purpose and the reader's e-content.

Ключевые слова: электронная книжная коммуникация, гипертекстовость, интерактивность, информационная культура, интернет-технологии.

Keywords: e-book communication, hypertext, interactivity, information culture, itnernet technology.

Рассмотрение электронной книги как особой формы книжной коммуникации необходимо осуществлять с опорой на положения о том, что электронная книга так же, как и любая другая, является продуктом духовной деятельности человека, а одна из главных её функций – сохранять и приумножать духовные ценности общества. В этом смысле электронная книга отражает те особенности духовной культуры человечества, которые возникли в области электронных технологий и свойственны информационному обществу.

Одним из главных признаков культуры информационного общества является развитие интернет-технологий, основанных на гипертекстуальности, что фундаментально изменило всю систему коммуникации. Их появление позволило совместить в условиях свободного доступа в одной и той же системе тексты, изображения, звуки, взаимодействующие в глобальной сети из множества разных точек в избранное время [1]. Появление таких технологий сделало возможным соединение различных текстов, созданных в прошлом и настоящем, в единой среде, где они могут изучаться одновременно, тем самым обеспечивая непрерывность коллективного знания. С этой позиции изобретение Интернета стало воплощением идеи Универсальной книги, которая, согласно П. Отле, объединяет все знания, накопленные человечеством в течение истории его развития [2].

Технология гипертекста не является инновационной, она отражает идею интертекстуальности, согласно которой традиционный текст осмысливается как часть обширного целого, тексты пересекаются по содержанию, продолжают друг друга, задают друг другу вопросы и отвечают на них [3]. Гипертекст свойствен и печатной книге, но появление глобальной сети позволило преодолеть такие недостатки, присущие письму и печати, как медленное распространении информации и ограниченность доступа к ней. В настоящее время информация проникает всюду, при наличии соответствующего цифрового устройства её можно получить в любой точке, причём с любого сервера, если она находится в свободном доступе. Развитие информационных технологий позволило создать «облачные», виртуальные серверы, обеспечивающие возможность иметь доступ к данным, не устанавливая специальных приложений на компьютерном устройстве. В научной литературе понятие «гипертекст» определяется как способ хранения информации и манипулирования ею, при котором она представлена в виде сети связанных между собой узлов. Каждый узел может содержать текст, графику, видео- или аудиоинформацию. Доступ к узлам, их просмотр или манипулирование ими может быть осуществлено в интерактивномтрежиме [4].

В научных работах к числу важнейших особенностей гипертекста отнесены следующие:

- децентрированность и безграничность;

- деперсонализация автора, обусловленная «множественностью» авторов;

- дисперсность его структуры: информация представлена в виде фрагментов-звеньев, и войти в её структуру можно с любого звена;

- нелинейность: читатель может сам выбирать путь восприятия информации, переходя от ссылки к ссылке; разнородность и мультимедийность: применение всех возможныхсредств воздействия на читателя [5].

Таким образом, идея гипертекстуальности в электронной среде коренным образом изменила способ построения текстового пространства: на смену одномерному тексту, представленному в линейной форме, пришёл многомерный электронный гипертекст. Именно эта качественная трансформация самой природы текста, согласно исследованиям, указывает на вхождение в «постгутенбергову эру» – текст больше не имеет только определенную направленность, структуру и границы, «он перестает соответствовать принципам, наложенным как станком Гутенберга, так и мировоззрением модерна, и становится воплощением постмодернистского мироощущения» [6]. В этом плане информационная составляющая электронной книги, которая может быть представлена фрагментами различных текстов, находящихся в разных уголках киберпространства, но объединённых одной композиционной идеей, утверждает новый образ реальности, формирующий так называемую фрагментарную культуру, свойственную информационному обществу.

Гипертекстуальность, свойственная электронной коммуникации, сообщает электронной книге преимущества, обусловленные как быстрым доступом к любой информации, так и её объёмом. Этот факт отмечен, например У. Эко, который пишет: «В отличие от энциклопедии, по которой нужные мне данные рассеяны, гипертекст позволяет... получить перечень всех слов на “А”, выявить все случаи, когда имя Наполеона совпадает с именем Канта, сравнить даты жизней множества людей... Тот самый пыльный, грязный и утомительный физический труд я выполню за несколько минут» [7].

В этом смысле электронная книга имеет неограниченные возможности в области процессов, связанных с составлением текстов, их редактированием, обогащением инфраструктуры книги. Например, с помощью гипертекста можно автоматизировать формирование указателей к тексту, создание новых словарей, процессы редактирования, составление комментариев и приложений к тексту и т. д. Электронная книга, построенная на основе гипертекста, даёт массу возможностей для современных филологических и книговедческих исследований, на этой основе появляются принципиально новые области научного знания, такие как компьютерная лексикография и текстология, корпусная лингвистика и др.

Важно и то обстоятельство, что возможность нелинейного, то есть многомерного, построения текста в электронной книге закрепляется и в нормативных документах. Например, в национальном государственном стандарте «Электронные документы. Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики» в соответствии с критерием «по структуре» вводятся понятия плоского и объёмного электронных документов, отличающихся принципом построения структуры текста. Под объёмным документом авторы государственного стандарта понимают электронный документ с пространственной нелинейной связью элементов, например веб-сайт, директорию с файлами и др. [8]

Технология гипертекстовости привнесла в систему книги и ещё одно важное качество – интерактивность. Если учесть, что термин «интерактивность» (от англ. interaction – «взаимодействие») многозначен и буквально обозначает любое взаимодействие, то свойство интерактивности для книжной коммуникации не является инновационным, поскольку проявляется в активном взаимодействии читателя с текстом книги. Работая с печатной книгой, мы можем делать пометки на полях, выделять в тексте те или иные фрагменты, выписывать их, оставлять свои комментарии. Но если по отношению к печатной книге такая работа выражается в форме внутреннего диалога, то в электронной коммуникации этот диалог имеет и внешнее проявление: появляется возможность самостоятельно компоновать фрагменты текста книги, вносить в неё собственные изменения и т. д.

Это позволяет сделать вывод о том, что в электронной книге можно констатировать совершенно другой уровень интерактивности, так как она заменяет мысленную интерпретацию художественного объекта реальным взаимодействием, которое трансформирует этот образ материально. Согласно культурологическим исследованиям, «принцип обратной связи, режим реального времени, чувственный, поведенческий контакт с иллюзорной квазиреальностью, присущий интерактивности, формируют новый тип эстетического сознания», который является главным в том числе и для гиперлитературы, переориентирует реципиента с позиции интерпретатора на роль сотворца, реально влияющего на становление произведения [9].

Такой характер интерактивности проявляется, например, в особенностях жанра блога, зародившегося в сети и, согласно исследованиям, ставшего одним из видов автодокументальной литературы [10]. В научной литературе он определяется как своеобразный гипержанр, представляющийся авторам и читателям новой формой дневника (бытописательного, литературного, профессионального и т. д.), функционирующего и построенного по законам Интернета. Согласно исследованиям, ему присущи такие черты сетевой коммуникации, как интерактивность, гипертекстуальность, анонимность, ритуальность, которые воплощаются в принципах дискурсивности и динамичности текста, в близости его бытования к игровому поведению [11] . В создании произведения такого жанра принимают участие многие пользователи Интернета, которых можно назвать соавторами.

В контексте книговедческих исследований информативная составляющая книги, в том числе и электронной, рассматривается как статичная; именно в этом, по мнению авторов, заключается духовная сущность книги как социального объекта. Так, И. Г. Моргенштерн отмечает, что представление о стабильности содержания книги наполнено «не только правовым, но и – главное – социокультурным значением, ставшим ведущим стимулом изобретения книгопечатания. В этом смысле игнорирование его значения ведёт к тому, что смешивается сама книга и работа с нею» [12]. Признавая, что содержание книги не может оставаться неизменным, даже если речь идёт о книге печатной, автор считает, что любая книга должна быть защищена от вмешательства читателя в её содержание.

Следуя рассуждениям И. Г. Моргенштерна, можно сделать вывод: электронный документ, содержание которого не допускает вмешательства читателя, может рассматриваться в качестве электронной книги; если же это требование не соблюдается, то документ книгой назвать нельзя. Однако такой подход, с одной стороны, позволяет причислить к книге не обладающие статикой семантивной составляющей электронные объекты, с другой – не даёт возможности отнести к книжной коммуникации информационные объекты, специфика которых заключается в активной роли читателя по отношению к содержанию книги. Например, с этой позиции к книге нельзя причислить электронное учебное пособие, часть материалов которого находится на форумах и в чатах, несмотря на то что оно обладает главными типологическими свойствами книги.

Решая проблему отнесения такого рода объектов к книге, необходимо, во-первых, учитывать, что книга – это размытое множество информационных объектов, а во-вторых, исходить из конвенциональности понятия «книга» [13]. В этом плане необходима взвешенная договорённость, которая в конечном итоге позволит классифицировать такие объекты коммуникации и изучать их с книговедческих или других позиций. Кроме того, социокультурное значение книги как феномена и объекта коммуникации состоит не только в том, чтобы сохранять духовные ценности, но и в том, чтобы способствовать духовной эволюции. Это напрямую зависит от особенностей развития культуры на том или ином этапе жизни общества. В этом плане свойство интерактивности, присущее электронной книге, имеет потенциал для развития творческой активности читателей, так как позволяет сочетать различные уровни взаимодействия с ними.

В этом контексте в процессе создания электронной книги необходимо осуществлять выбор уровня интерактивности и средств, с помощью которых он может быть реализован. Такой выбор обусловлен целевым назначением, читательским адресом электронной книги, а также психологическими особенностями восприятия информации, присущими современному читателю. Примером этого может служить «Википедия» − свободно распространяемая многоязычная онлайновая энциклопедия, создаваемая энтузиастами в рамках проекта фонда Викимедиа. Согласно М. Бернштейну, одному из наиболее продуктивных авторов русской Википедии, при создании её проекта ставилась цель собрать все знания и сделать их доступными каждому [14]. При этом одной из главных задач Википедии является повышение уровня знаний тех, кто не включён в процесс обучения, но стремится расширить свой кругозор, то есть она выполняет функции, присущие книге. Исходя из этого в энциклопедии рассчитан и уровень интерактивности, который даёт возможность каждому пользователю оставить свой комментарий, добавить сведения в статью или править её, то есть стать соавтором текста. В этом смысле Википедия не только распространяет знания, но и побуждает к духовному совершенству, так как рамки проекта предполагают размещение объективной, проверенной информации.

Другой уровень интерактивности реализован, например, компанией ENAZA, в 2014 г. выпустившей интерактивные книги, формат которых приближен к психологии человека, читающего с мобильного устройства. С учётом такого подхода главной задачей для разработчиков стало выявление приёмов, способных адаптировать художественный текст к мобильному устройству. Например, для адаптации книги В. Пелевина «Чапаев и Пустота» был выбран приём геймификации, дополняющий авторский текст интерактивным «предметным миром» и позволяющий читателю «взаимодействовать с реальными артефактами эпохи» и «собирать» предметы в процессе чтения [15]. В этом случае вмешательства читателя в структуру текста произведения не происходит, однако дополняется инфраструктура книги, что не только вызывает у пользователя интерес к процессу чтения, но и позволяет глубже постичь содержание книги.

Интерактивная среда, свойственная электронной коммуникации, имеет большое значение для учебной литературы. Его реализация даёт возможность обучающимся осуществлять контроль усвоения знаний в режиме онлайн, подготовиться к проверочным, экзаменационным работам в удобной, в том числе и игровой, форме. Кроме этого интерактивный характер учебного пособия позволяет моделировать те или иные обучающие ситуации, реализация которых в реальной жизни затруднительна [16].

Такая среда сделала возможным внедрение в образовательный процесс дистантных технологий, которые имеют решающее значение в обучении студентов заочного отделения, инвалидов, людей, проживающих на удалённых отобразовательного центра территориях, и т. д. Главным в дистантных технологиях является метод интерактивного обучения. Он позволяет не только организовать взаимодействие студента и преподавателя в условиях удалённого доступа, но и обеспечить интерактивное общение группы студентов, что является немаловажным в процессе усвоения знаний. Поэтому концепция электронного учебного пособия как объекта обучающей среды должна включать, например, доступ к материалам форумов, вебинаров, возможность обратной связи с преподавателем и т. д., то есть реализация принципа эргономичности здесь определяется задачами процесса обучения.

Изложенные факты свидетельствуют о том, что в процессе создания электронного книжного контента необходимо не только учитывать традиции книжной культуры, выработанные на протяжении столетий, но и использовать преимущества электронного носителя информации, благодаря которым книжная коммуникация может выйти на новый, соответствующий современной информационной среде, уровень.

Примечания

1. Кузнецов М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернет. URL: http://www.isn.ru/index162 (дата обращения: 20.03.2015)

2. Отле П. Библиотека, библиография, документация: избранные труды пионера информатики / пер. Р. С. Гиляревского. М.: Изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2004. 350 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 138.

4. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справочник / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. СПб.: Профессия, 2007. 664 с.

5. Там же.

6. Емелин В. Гипертекст и постгутенберговая эра. URL: http://www.geocities. com/emelin_vadim/ hipertext.htm (дата обращения: 28.03.2015)

7. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М.: Традиция, 2000. С. 275–279.

8. ГОСТ 7.0.95 – 2016 ««Электронные документы. Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики» / Стандартинформ. М., 2016. URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 09.09.2016)

9. Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 30.03.2015)

10. Там же.

11. Булдакова Ю. В. Автодокументалистика и тексты интернет-словесности: точки взаимовлияния // Филология и культура. Philoligi and Culture. 2014. No 3 (37). С. 85–89.

12. Моргенштерн И. Г. Динамика и статика книги // Книга: исследования и материалы. М., 2002. Сб.

80. С. 147–161.

13. Динер Е. В.Концептуальные решения в проблеме определения книги: книга как тип документа // Современное издательское дело: новое в теории и практике: коллективная монография / науч. ред. Л. А. Мосунова. Киров: Радуга ПРЕСС, 2015. С. 6–27.

14. Бернштейн М. С чем едят Википедию // Ежедневник: электронный журнал. URL: http://ej.by/ news/sociaty/2012/03/20/ (дата обращения: 31.03.2015)

15. Соснина А. Книга осваивает мобильный мир: Text 2.0 на марше // Книжная индустрия. 2014. No 7. С. 49–52.

16. Ученик в школе XX века // Книжная индустрия. 2014. No 7. С. 29.

Notes

1. Kuznetsov M. Kuznecov M. Filosofiya Marshalla Maklyuehna i kommunikativnye strategii Internet [Philosophy of Marshall McLuhan and communication strategies of Internet] / M. Kuznetsov. Available at: http://www.isn.ru/index162 (reference date: 20.03.2015)

2. Otle P. Biblioteka, bibliografiya, dokumentaciya: izbrannye trudy pionera informatiki [Library, bibliography, documentation: selected writings of the pioneer of computer science] / transl. R. S. Gilyarovskiy. M. Publishing house FAIRPRESS. 2004. 350 p.

3. Bahtin M. M. EHstetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. M. 1979. P.138.

4. EHlektronnye dokumenty: sozdanie i ispol'zovanie v publichnyh bibliotekah: spravochnik – E-documents: create and use in public libraries: handbook / scient.ed. Gilyarevskyi R. S., G. F. Gordukalova. SPb. Professiya. 2007. 664 p.

5. Ibid.

6. Emelin V. Gipertekst i postgutenbergovaya ehra [Hypertext and postgutenberg era]. Available at: http://www.geocities. com/emelin_vadim/ hipertext.htm (reference date: 28.03.2015)

7. EHko U. Ot Interneta k Gutenbergu: tekst i gipertekst [From Internet to Gutenberg: the text and hypertext] // Obshchestvo i kniga: ot Gutenberga do Interneta - Society and book: from Gutenberg to the Internet. M. Traditsiya. 2000. Pp. 275–279.

8. GOST 7.0.95 – 2016 "Electronic documents. Principal, output information, process specifications" / STANDARTINFORM. M. 2016. Available at: https://docviewer.yandex.ru (date accessed: 09.09.2016) (in Russ.)

9. Bychkov V. V. Leksikon nonklassiki. Hudozhestvenno-ehsteticheskaya kul'tura XX veka [Lexicon of nonclassics. Artistic and aesthetic culture of the XX century]. Available at: http://dic.academic.ru/ (accessed: 30.03.2015)

10. Ibid.

11. Buldakova YU. V. Avtodokumentalistika i teksty internet-slovesnosti: tochki vzaimovliyaniya [Autodocumentation and texts of Internet literature: points of interaction] // Filologiya i kul'tura – Philology and Culture. 2014, No. 3 (37), pp. 85–89.

12. Morgenshtern I. G. Dinamika i statika knigi [Dynamics and statics of books] // Kniga: issledovaniya i materialy - Book: studies and materials. M. 2002. Coll. 80. Pp. 147–161.

13. Diner E. V.Konceptual'nye resheniya v probleme opredeleniya knigi: kniga kak tip dokumenta [Conceptual solution to the problem of defining the book: the book as document type] // Sovremennoe izdatel'skoe delo: novoe v teorii i praktike: kollektivnaya monografiya - Modern publishing: new in the theory and practice: collective monograph / scientific ed. L. A. Mosunova. Kirov. Raduga-PRESS, 2015. Pp. 6–27.

14. Bernshtejn M. S chem edyat Vikipediyu [What to eat Wikipedia with] // Diary: electronic journal. Available at: http://ej.by/news/sociaty/2012/03/20/ (accessed: 31.03.2015)

15. Sosnina A. Kniga osvaivaet mobil'nyj mir: Text 2.0 na marshe [Book develops a mobile world: Text 2.0 on the march] // Book industry. 2014, No. 7, pp. 49–52.

16. A student at the school of the XX century // Knizhnaya industriya – Book industry. 2014. No. 7. P. 29.

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, заявка No 16-03-00242.

© Динер Е. В., 2017

Вестник Вятского государственного университета

литература в свободном доступе