А. К. Шелавина, О. А. Петрова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

Социальные сети и блоги как инструменты вирусного маркетинга

Рассматриваются особенности такого вида продвижения товаров и услуг как вирусный маркетинг, а также особенности использования социальных сетей и блогов как средств распространения вирусного маркетинга.

Под вирусной рекламой, вирусным маркетингом понимается разработка рекламных стратегий, поощряющих потребителей передавать рекламное сообщение друг другу. Информация при этом воспринимается не как реклама, а скорее как досуг и развлечение. Люди пересылают друг другу забавный ролик или ссылку, и получается, что вирусная реклама распространяется «самостоятельно» от человека к человеку без дополнительных затрат рекламодателя [1]. В настоящее время, самым распространённым средством вирусного маркетинга является Интернет. Одними из основных причин этого являются скорость распространения информации и интерактивность.

Существует несколько факторов, которые влияют на успешность распространения «вирусных» сообщений. Во-первых, должны быть созданы такие условия, при которых человек сможет быстро и без лишних усилий сообщить о интересной информации своим друзьям, например, отправить ссылку по ICQ. Вторым важным фактором успеха вирусной идеи является скорость ее распространения. Следующим немаловажным фактором является новизна идеи, ее необычность, она должна «цеплять» зрителя.

Таким образом, успешный «вирус» должен иметь четкий и интересный сценарий; иметь аудиторию, которая будет его распространять; легко распространяться; быть уникальным и иметь продуманную схему запуска и распространения.

Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ: социальных сетей и блогов.

Социальная сеть – сообщества людей со схожими интересами и/ или деятельностью. Суммарная аудитория социальных сетей составляет более 70.000.000 пользователей. Социальные сети, такие как www.odnoklassniki.ru, www.vkontakte.ru и др., открывают безграничные возможности для продвижения любых компаний, их товаров и услуг.

При продвижении через социальные сети важен профессионализм исполнителя. Если вы хотите добиться максимальной отдачи от «вируса», продвижение в социальных сетях должно быть грамотно и четко спланировано. Прежде всего, необходим действительно уникальный и увлекательный контент. Потребителю должно быть интересно, иначе велика вероятность того, что реклама останется незамеченной.

Ярким примером вирусного маркетинга стала сама социальная сеть «Вконтакте». Большинство попали на этот сайт по ссылке знакомого, или по приглашению по e-mail. Ведь на самом деле проект не рекламировался «нигде». Но стал даже более популярным нежели «Одноклассники» со своей рекламой. Многие организации используют социальные сети (в частности, социальную сеть «Вконтакте») как один из основных инструментов продвижения в социальных медиа. Примерами могут служить кампании по продвижению клубов (например, московский клуб «Сквот») или музыкальных групп (группа «Пиджаки») [4].

В качестве преимуществ распространения «вирусов» в социальных сетях можно выделить:

− четкий таргетинг (страна, город, пол, возраст, интересы и т. д.);

− положительное отношение пользователей;

− нестандартные решения.

Другим перспективным каналом распространения вирусного маркетинга являются блоги. Блог – это личная страница пользователя на сервисе, который дает возможность создавать свои записи (посты) и отвечать на чужие записи (комментарии). Также блогеры могут создавать вступать в сообщества, т. е. коллективные блоги. По данным Яндекса, в России насчитывается более 7,4 млн блогов и 500 тыс. сообществ, каждый день блогеры оставляют более миллиона постов и комментариев. Аудитория некоторых блогов приближается к аудитории некоторых СМИ, но в среднем составляет 18–90 человек.

На данный момент продвижение в блогах считается наиболее эффективным. Происходит это, прежде всего потому, что реклама в блогах ненавязчива. При грамотном подходе к планированию рекламной акции, пользователь даже не догадается о том, что перед ним текст рекламного объявления. Пролистывая записи блогера, пользователь доверяет автору публикаций, считая, что все записи основаны на личных переживаниях блогера, на его отношении к той или иной проблеме. Однако продвижение в блогах не должно быть слишком навязчивым, это способно вызвать активное неприятие читателей. Примером может служить рекламная кампания сети «Утконос». Примерно в одно и то же время несколько «тысячников» (пользователей дневников, у которых несколько тысяч постоянных читателей) опубликовали у себя тексты схожего содержания на тему «я покупаю продукты только в «Утконосе» и всем советую». Возмущенные наглой рекламой, пользователи сразу же организовали антикампанию, пообещав никогда не пользоваться услугами этой торговой сети. При этом именно благодаря антикампании об «Утконосе» узнали широкие массы интернет-пользователей [3].

Преимущества распространения «вирусов» в блогах:

− ненавязчиво;

− не раздражает пользователя;

− вызывает доверие.

Таким образом, в условиях очень быстро развивающегося и меняющегося окружающего нас мира использование вирусного маркетинга в Интернете позволяет рекламодателю подстраиваться под практически любого пользователя компьютерной сети и свести к минимуму расходы на проведение рекламных кампаний вместе с повышением их качества [2]. Последний тренд в Интернете – это реклама в социальных сетях и блогосфере. Главная ценность состоит в коммуникации между пользователями и каждый из них является потенциальным рекламным носителем для компании, а диалог между пользователями – полноценной рекламной кампанией.

Библиографические ссылки

1. Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети. М. : Вершина, 2008.

2. Маркетинг // Менеджмент. No 3. 2007.

3. Скрытый маркетинг. URL: http://www.hiddenmarketing.ru.

4. Эксперимент российского масштаба. Оружие массового продвижения / Издательский дом «Коммерсант». 12.03.2010. URL.

© Шелавина А. К., Петрова О. А., 201

литература в свободном доступе