Е. В. Званская

Продвижение краеведческих ресурсов областных научных библиотек в электронной среде

На примере одного из краеведческих проектов Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева рассмотрена проблема комплексного подхода в продвижении краеведческих ресурсов областных научных библиотек в электронной среде. Описано применение таких инструментов продвижения как поисковая оптимизация, веб-метрика, почтовая рассылка, маркетинг в социальных сетях, проанализирована их эффективность. Представлен анализ использования областными научными библиотеками сервисов web 2. 0 для продвижения краеведческих ресурсов.

Ключевые слова: краеведческие ресурсы, электронные ресурсы, продвижение, поисковая оптимизация, веб-метрика, маркетинг в социальных сетях, инструменты web 2. 0

Evgeniya V. Zvanskaya

Regional resources promotion in electronic environment

Using the case of one of the local lore project of the Bryansk Regional Scientific Universal Library the problem of comprehensive approach to promoting of local lore resources of regional scientific libraries in electronic environment was considered. The application of promotion tools such as search engine optimization, web metrics, mailing, social media marketing was described, their effectiveness was analyzed. The analysis of the use of web 2. 0 services to advancing local lore resources by regional scientific libraries presents.

Keywords: local lore resources, electronic resources, promotion, search engine optimization, web metrics, social media marketing, web 2. 0

Беспрепятственное получение нужной информации является одним из важнейших условий развития образования, науки и культуры. Для современного социально-политического и экономического развития страны характерен повышенный интерес общества к информации краеведческого содержания.

Сегодня краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений работы любой библиотеки, независимо от ее типовидовой принадлежности.

Активное внедрение современных информационных технологий обусловили трансформацию многих видов библиотечной деятельности, в том числе и краеведческой. Усилия библиотек в этой области направлены на обеспечение доступности краеведческих ресурсов: расширение издательской деятельности в традиционной форме, развитие сетевой корпоративной работы, создание собственных электронных изданий и предоставление доступа к ним на веб-сайтах библиотек.

Как показывает практика, на масштаб использования краевед ческих информационных ресурсов библиотек значительное влияние оказывает уровень их доступности и известности в коммуникационной среде.

Одним из направлений продвижения краеведческой информации специалисты библиотечноинформационной сферы называют собственно создание краеведческих ресурсов1 . Рассмотрим этот подход на примере одного из проектов, реализованного в Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева (Брянская ОНУБ).

В 2017 г. Брянской ОНУБ и краеведческим альманахом «Брянский вестник» был реализован новый совместный краеведческий проект «1917. Хроники Брянского края». Цель проекта – сделать доступной широкому кругу читателей историю Брянского края через предоставление оригинальных документов, без интерпретаций историков, без литературной обработки и вне политических оценок прошлого и настоящего.

Основой проекта стали неопубликованные справочники Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева «Брянская хроника. 1917», составленные в 1984–1996 гг. ее сотрудником библиографом Борисом Алексеевичем Зубаревым. В течение нескольких лет Б. А. Зубарев собирал сведения по истории революции на Брянщине в архивах Брянска, Орла, Москвы и Ленинграда, а также выявлял информацию в опубликованных источниках. 178

Справочник «Брянская хроника. 1917» являет собой подневную хронологическую запись событий. Всего 27 томов. «Брянская хроника» разделена на три локации: город Брянск, поселок Бежица и Брянский уезд.

Важную роль в создании проекта сыграла инициатива частного лица. Один из координаторов проекта, главный редактор альманаха «Брянский вестник», житель Санкт-Петербурга имел возможность работать с фондами Российской национальной библиотеки (РНБ). В связи с чем проект пополнялся фрагментами публикаций из периодических изданий 1917 г., в том числе и выходивших на территории Брянщины.

Этот источник стал особо ценным, так как хронологическая глубина периодических изданий, хранящихся в фондах Брянской ОНУБ – 1944 г. В проект также было решено включить отрывки из дневников и воспоминаний непосредственных участников событий.

Опубликованные источники выявлялись при помощи справочника «Биобиблиография участников событий 1917 г. на территории Брянска и Брянской области по воспоминаниям современников», рекомендательного указателя литературы «Из истории революционной борьбы и социалистического строительства в Брянской области». В работе использовались каталоги Брянской ОНУБ и РНБ. В ходе работы был выявлен 91 документ.

На этапе отбора документов для включения в проект были приняты следующие критерии их отбора. В проект включались материалы, зафиксировавшие свидетельства современников 1917 г.: фрагменты дневников и мемуаров, публикации в периодической печати как 1917 г., так и изданий послереволюционных лет, содержащие воспоминания участников событий. В проект не вошли материалы, переработанные и интерпретированные историками, краеведами, писателями, такие как монографии, учебники и учебные пособия, публикации из сборников научных статей, художественные тексты.

В настоящее время в проекте опубликован 8691 фрагмент из документальных источников: отрывки из мемуаров и дневников 61 персон / коллективов, так или иначе связанных с Брянщиной, и статьи из 32 газет.

Но как бы ни была актуальна, важна, значима информация, размещенная на краеведческом электронном ресурсе, каким бы ни был объемным и содержательным контент краеведческого проекта, необходимым этапом работы является непосредственное продвижение самого ресурса.

В настоящее время отсутствует общепринятая эффективная методика продвижения краеведческих ресурсов библиотек в электронной среде. Библиотечные специалисты в различных публикациях называют отдельные способы и приемы или сочетание нескольких методов для продвижения библиотечных продуктов и услуг в Интернете.

Сервисы web 2. 0 (социальные сети, блоги и другие сервисы)2, методы поисковой оптимизации3рассылка информации по электронным адресам целевой аудитории4, мобильные приложения5, регистрация в поисковых системах и справочниках ресурсов Интернет, баннерные обмены, размещение ссылок на серверах аналогичной тематики6 – все эти инструменты в большей или меньшей степени задействуются для продвижения библиотечных продуктов и услуг.

Для выявления использования сервисов Web 2. 0 в том числе и для продвижения краеведческих ресурсов были проанализированы ресурсы 46 областных универсальных научных библиотек (ОУНБ). Исследование показало, что наиболее популярным сервисом для продвижения библиотечных продуктов и услуг на сегодняшний день являются социальные сети. Каждая из ОУНБ имеет аккаунт хотя бы в одной из социальной сети. Большинство библиотек (18) имеет аккаунты в трех социальных сетях, 16 библиотек – в двух, 6 библиотек – в четырех, 3 библиотеки – в одной, 2 библиотеки – в шести, 1 библиотека – в пяти.

Самой популярной социальной сетью среди ОУНБ является ВКонтакте. Ее используют 45 библиотек из 46. Далее показатели популярности использования социальных сетей распределились следующим образом: Facebook – 38, Instagram – 24, Одноклассники – 15, Мой Мир – 3, Google+ – 3, livelib – 3. Отдельные библиотеки помимо общего библиотечного аккаунта имеют аккаунты структурных подразделений, занимающихся краеведческой деятельностью (10 библиотек), и аккаунты, продвигающие непосредственно некоторые краеведческие проекты (7 библиотек). На втором месте по популярности среди сервисов web 2. 0 находится видеохостинг Youtube. Его используют 28 библиотек из 46. На третьем месте – сервис микроблогов Twitter. В нем зарегистрировано 25 аккаунтов ОУНБ.

Недостаточно активно библиотеками используется такой сервис web 2. 0 как социальные кнопки. Они установлены на сайтах 16 библиотек. Только 10 библиотек используют социальные кнопки на сайтах некоторых своих краеведческих проектов.

Из рассмотренных выше способов продвижения можно составить одну наиболее логичную иерархическую схему и описать, какие из методов применялись для продвижения проекта «1917. Хроники Брянского края», и какие результаты это дало. А также выявить наиболее эффективные из них. Инструменты продвижения специалисты подразделяют на несколько групп в зависимости от этапа продвижения. Это – аудит сайта, внутренняя оптимизация, внешняя оптимизация, анализ показателей продвижения7.

Аудит сайта подразумевает проверку основных параметров ресурса на наличие ошибок перед началом работы по его оптимизации.

Методы поисковой оптимизации или SEO (search engine optimization) – комплекс действий, направленных на повышение рейтинговой позиции сайта в поисковой выдаче по определенным запросам.

Факторы, влияющие на ранжирование сайта, делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам относят такие параметры как структура сайта, его внешний вид, удобство использования, мобильность (т. е. оптимизация под мобильные устройства), качество контента, грамотная перелинковка, наличие ключевых слов. Все эти параметры, приведенные в соответствие с требованиями поисковых систем, положительно влияют на так называемое пассивное продвижение сайта. К наиболее важным составляющим сайта относят текстовый контент и ключевые слова. Работа над улучшением вышеназванных параметров сайта называется внутренней поисковой оптимизацией. Эффективность этих действий зависит от профессионализма специалиста, ответственного за SEO-оптимизацию. Помимо этого, следует учитывать, что алгоритмы различных поисковых систем имеют некоторые различия, поэтому оптимизация под Google должна несколько отличаться от оптимизации под Яндекс.

Внутренняя оптимизация сайта проекта «1917. Хроники Брянского края» подразумевала следующие виды работ. Сайт построен на wordpress, к нему имеется плагин для SEO в библиотеке плагинов на сайте. К каждой странице сайта был написан заголовок, описание (десрипшионс) и ключевые слова. В качестве ключевых использовались различные сочетания из слов Брянск, Брянщина, Брянский край, революция, 1917 г., названий населенных пунктов, периодических изданий, персоналий, событий.

Внутренняя поисковая оптимизация является эффективным средством для продвижения ресурсов. На сегодняшний день «Переходы из поисковых систем» находятся на третьей позиции в критерии «Источник трафика», но после завершения активной фазы работы над созданием проекта (проект сегодня не пополняется ежедневно) и при временном прекращении использования технологий SMM, этот показатель неуклонно растет. С 1 января 2018 и по сегодняшний день процент получения трафика на сайт проекта из поисковых систем составил 54,6 %.

Под внешней поисковой оптимизацией понимают деятельность по привлечению посетителей на сайт. К внешним факторам, влияющим на позицию сайта в поисковой выдаче, относят возраст сайта, доверие к нему поисковых систем, количество и качество обратных ссылок. Работы по внешней оптимизации сайта проект проводились по нескольким направлениям:

1. Рассылка информации по электронным адресам целевой аудитории. Рассылка производилась только один раз на старте проекта в ведущие электронные СМИ Брянской области. Это дало кратковременный всплеск интереса к сайту и увеличение количества посетителей.

2. Баннерные обмены, размещение ссылок на серверах аналогичной тематики. Баннер проекта в течение всего года был размещен на главной странице сайта Брянской ОНУБ. Переход посетителей на сайт проекта с сайта библиотеки составил 73,3 % от общего показателя «Переход по ссылкам на сайтах». После перемещения ссылки на проект с главной страницы сайта Брянской ОНУБ в раздел «Брянский край», процент трафика, полученный от перехода по ссылкам на сайтах стал снижаться.

3. Использование сервисов web 2. 0. Некоторые из сервисов web 2. 0, используемых в библиотеках: блоги, RSS, социальные сети, социальные закладки, видеохостинг и подкастинг, сервисы мгновенного обмена сообщениями8. Для реализации проекта «1917. Хроники Брянского края» в Брянской ОУНБ был создан аккаунт проекта в социальной сети ВКонтакте, оттуда настроен экспорт в Twitter. Канал на видеохостинге Youtube служил скорее вспомогательным инструментом, использовался для размещения видео непосредственно на сайте проекта.

Дважды за год существования проекта предпринимались попытки активного использования метода SMM (Social Media Marketing), маркетинг в социальных сетях.

Сведения о пополнении проекта новой информацией публиковались в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники, в сообществах, сформированных по территориальному принципу (например, «Мы из Стародуба», «Наш Почеп» и др.). Информация дифференцировалась в зависимости от населенного пункта.

Этот метод способствовал привлечению самого большого количества посетителей на сайт проекта и увеличил среднесуточный показатель посещаемости.

Второй раз для SMM был использован информационный повод – столетие центральной областной газеты «Брянский рабочий». На сайте проекта были размещены публикации из газеты за 1917 г. Информация о новых материалах размещалась в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, в журналистских и историко-культурных брянских сообществах. Количество визитов на сайт в этот период снова резко возросло.

Для анализа показателей продвижения сайта был использован Интернет-сервис «Яндекс. Метрика». Подобные сервисы дают пользователям широкие возможности для решения самых разных задач от продвижения и анализа сайта до работы с графикой.

«Яндекс. Метрика» чрезвычайно мощный инструмент для изучения востребованности сайта. Позволяет отслеживать посещаемость сайта, время, проведенное на сайте, глубину просмотра, процент отказов, источники трафика и другие ключевые параметры.

Так, за год существования проекта «1917. Хроники Брянского края» количество посетителей составило 5075, количество визитов – 9814, глубина просмотра – 4, 25 страниц сайта, среднее время, проведенное на сайте – около 6 минут. Источники трафика в процентном соотношении распределились следующим образом: прямые заходы – 32,3 %, переходы из социальных сетей – 25,5 %, переходы из поисковых систем – 20,9 %, переходы по ссылкам на сайтах – 11,2 %, внутренние переходы – 9,62 %.

Этот результат является достаточно хорошим для нового проекта. Среди 14 краеведческих проектов, созданных Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева и размещенных на портале «Брянский край», по количеству посещений в 2017 г. проект «1917. Хроники Брянского края» занял пятую позицию, по количеству посетителей – седьмую. Следует учитывать, что другие проекты существуют в электронной информационной среде уже достаточно длительное время. Первый проект начал создаваться еще в 2000 г. А возраст веб-ресурса является одним из основных параметров, влияющих на доверие к нему со стороны поисковых систем, и как следствие гарантирует более высокие позиции в поисковой выдаче.

Представляется, что уже на стадии подготовки к созданию нового краеведческого ресурса (электронной библиотеки, базы данных, цифрового мультимедийного проекта и т. д.) необходимо предусмотреть возможности продвижения готового продукта, заранее заложить ресурсную базу (кадровую, материально-техническую и т. д.) для этого этапа работы над проектом.

Для продвижения краеведческих ресурсов в ОУНБ целесообразно использовать следующий комплекс методов:

1. Периодический аудит сайта для устранения технических ошибок и выбора дальнейших действий по его оптимизации.

2. Внутренняя оптимизация сайта (приведение всех параметров сайта под требования поисковых систем).

3. Внешняя оптимизация (работа по привлечению посетителей на сайт):

– предварительный анализ целевой аудитории (СМИ, образовательные учреждения, учреждения культуры);

– составление списков рассылки;

– предварительный мониторинг регионального кластера в социальных сетях, отбор групп и сообществ, которых может заинтересовать содержимое ресурса;

– рассылка информации о старте проекта в электронные СМИ региона;

– размещение баннера проекта на сайтах близкой тематики;

– использование методов маркетинга в социальных сетях (создание аккаунта проекта хотя бы в одной социальной сети, размещение на сайте проекта кнопок «поделиться в социальных сетях», размещение информации об обновлении и пополнении ресурса в выбранных сообществах в соцсетях).

4. Постоянный анализ показателей продвижения (использование инструментов веб-метрики: «Яндекс. Метрика», Google Analytics и т. д.)

Предложенные методы продвижения краеведческих ресурсов в ОУНБ еще не являются оформленной методикой, которую можно предлагать профессиональному сообществу как готовый продукт. Однако в ходе проведенного исследования были выявлены наиболее эффективные методы продвижения, осуществлена оценка их эффективности, что позволит в дальнейшем сформулировать основные положения методики продвижения краеведческого ресурса библиотеки в электронной среде.

Примечания

1 Утевалиева А. А. Электронные краеведческие ресурсы как способ продвижения краеведческой информации // Современная краеведческая деятельность библиотеки в цифровом формате: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Челябинск, 2015. С. 25–29.

2 Каменская Л. В., Григорьев С. А. Краеведческий электронный контент: проблемы продвижения // Соврем. б-ка. 2014. No 10. С. 38–41; Тараненко Л. Г. Внедрение ИКТ в библиотечное краеведение // Библиотековедение. 2017. No 3. С. 263–269.

3 Пилипчук Р. Н. Популяризация библиотечных интернет-ресурсов методами поисковой оптимизации // Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Тихоокеан. гос. ун-та. Хабаровск, 2013. C. 87–92.

4 Карпова И. Н., Лукашева Н. В. Продвижение информационно-библиотечных услуг в среду университета // Проблемы высш. образования. 2012. No 1. С. 26–28.

5 Ковалeва О. С. Инновационная форма продвижения информационных ресурсов библиотек // Науч. палитра. 2016. No 4 (14). С. 9–14.

6 Пронина Л. А., Романова Н. Д. К проблеме продвижения веб-сайтов общедоступных библиотек // Гаудеамус. 2013. No 2. С. 77–81.

7 Ткаченко О. Н. Аспекты продвижения ресурса с помощью поисковых систем в сети Интернет // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: материалы XVI всерос. науч. конф. Омск, 2017. С. 43–45.

8 Сорокин И. В., Скалабан А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду // Науч. и техн. б-ки. 2011. No 3. С. 23–31.

Молодежный вестник СПбГИК · No 2 (10) · 2018
©TIMPA.RU 2009-2018 2009-2019