Традиционные цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья

Материалы для изучения в старших классах
(печатается в сокращении)

Подготовленный неолитической революцией переход человечества на качественно новый этап развития — переход к цивилизации — произошел на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.

Цивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.

Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа:

— традиционные цивилизации;

— индустриальная цивилизация;

— постиндустриальная, или информационная, цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.

Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности понятия прогресс).

Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада.

 

Традиционные цивилизации Древнего Востока: общая характеристика

 

Черты
традиционных цивилизаций

К традиционным относят древневосточные, античные и средневековые цивилизации. Эпоха их господства (преобладания) охватывает время с рубежа V—IV тысячелетий до Р.Х. по 1492 г. по Р.Х. и включает периоды древности и средневековья.

Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родо-племенного строя корпоративность — включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей.

При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия — неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным.

Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Поэтому доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.

Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.

Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества.

Тип правления, характерный для традиционных цивилизаций Европы, основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными.

Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизмадар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Характерный для восточных цивилизаций, в Европе он, как правило, складывался в эпохи социальных бедствий.

Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.

 

 

Пути развития
традиционных цивилизаций

Развитие традиционных цивилизаций шло двумя путями. Первый связан с полным подавлением личной свободы и собственности и формированием на этой основе государства-общины. Этот путь характерен для относительно богатых природными ресурсами древневосточных обществ. По второму пути, основанному на корпоративном ограничении личной свободы и собственности, пошли античное и феодальное общества, сформировавшиеся в Европе, — регионе с более суровыми климатическими условиями.

В эпоху античности ограничение свободы и собственности было связано с принадлежностью к гражданской общине; в феодальную эпоху эти явления по мере разрушения общины диктовались корпоративными интересами.

 

Древневосточные
цивилизации

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

Им типологически близки государства, существовавшие во II — начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.

Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

 

Человек
Древнего Востока

Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

Полная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Труд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие — единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага — мудрости.

Корпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

 

Древневосточная
экономика

На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

Ирригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Другой тип хозяйства — простое товарное производство — был представлен городским ремеслом.

 

Древневосточное
государство

При отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.

Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников — к профессии.

Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

 

Древневосточное
рабство

На Древнем Востоке труд общинников был основным; рабский труд только дополнял его. Поэтому системы классического рабства и индивидуальной эксплуатации там не развились. Долго сохранялись архаические формы зависимости — патриархальное и долговое рабство.

Разница между свободным и рабом была юридической: общинник владел собственным домохозяйством. В отличие от раба, его нельзя было продать.

Патриархальное рабство сложилось на ранней стадии формирования государства. По обычаю раб — как правило, военнопленный, — считался членом семьи и работал наравне с другими ее членами. Его жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх (отсюда название рабства).

Долговое рабство возникло в результате развития имущественных отношений. Оно было внутренним источником пополнения числа рабов — долговыми рабами становились обедневшие общинники.

 

Древневосточное
общество

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия — замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.

На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Древневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Такая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.

 

Этапы развития
древневосточных цивилизаций

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье — и охватывает конец V — IV тысячелетие до Р.Х.

Второй этап — эпоха централизованных царств — приходится на III—II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовой и общинной — стало основой сосуществования двух секторов экономики — общинного и централизованного, государственно-храмового.

Третий этап — первая половина I тысячелетия до Р.Х. — эпоха возникновения и гибели великих империй — таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336—323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

 

Страны Древнего Востока в IV—III тысячелетиях до Р.Х.

 

Возникновение
ранних государств
в Египте и Двуречье

Первые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) — в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

Предки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

После появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

Кооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы — общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Большие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений — родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

Перемены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины — жрецу.

Номы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

Процесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

Аналогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры — народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Центром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма — эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

Номовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность — в начале IV тысячелетия до Р.Х. — в Египте, на рубеже IV—III тысячелетий до Р.Х. — в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине — основном писчем материале Двуречья — удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

Египетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Различают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Египтяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки — на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, — Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Номы Египта и объединившиеся вокруг храмов общины Шумера были ранними государствами. Вот их характерные черты:

— отсутствие территориального деления;

— государство представляет собой объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия;

— неразделенность высшей светской и духовной власти;

— эксплуатация не конкретного человека, а общины;

— преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением;

— господство обычного (основанного на обычае) права.

 

Завершение
формирования государства
в Двуречье

Новый период истории Двуречья связан с завершением формирования государства. Он делится на три этапа: Аккадское царство (XXIV—XXII вв. до Р.Х.); господство кутиев (вторая половина XXII в. до Р.Х.) и правление III династии Ура (конец XXII — начало ХХ в. до Р.Х.).

В 2316 г. до Р.Х. Саргон, человек незнатного происхождения (его имя означает Царь законен), победил Лугальзагесси и, захватив земли, принадлежавшие Кишу, основал город Аккад, по имени которого стали называть среднюю часть Двуречья и жившие там семитские племена (оттуда был родом и сам Саргон).

Саргон создал первую в Передней Азии империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Персидского залива, и правил ею до 2261 г. до Р.Х. Опорой царя стали божественные установления — правда (киттум) и справедливость (мишарум), которым он обязан был следовать. Власть царя считалась божественной и передавалась от отца к сыну.

Саргон разрушил прежние порядки (подобные номовым в Египте) и установил в Двуречье систему восточного деспотизма. Совет старейшин и народные собрания утратили прежнее значение.

Города-государства и храмовые хозяйства царь поставил под управление чиновников. Потеряло власть и жречество.

Основой армии стало постоянное войско, поселенное на царских землях вокруг Аккада. Воины впервые были вооружены луками — грозным для неповоротливой пехоты оружием. Двуречье объединили общая система каналов и дорог, а также единая система мер и весов.

Саргон заложил основы единой культуры Двуречья. Аккадцы усвоили и переработали многие достижения шумеров. Шумерский язык остался государственным языком и языком элитной культуры, но система клинописи была приспособлена к аккадскому языку.

Шумерская религиозная система была воспринята аккадцами, давшими древним богам семитские имена. Главными среди 12 великих богов аккадцев были бог неба Ану, бог воздуха Энлиль, которого стали называть Белом (Господином), и бог воды и мудрости Эа.

Внук Саргона Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до Р.Х.) подавил мятежи, сотрясавшие Двуречье после смерти его деда, и, завершив реформы, стал именовать себя «царем четырех сторон света». Первым из царей Двуречья он провозгласил себя богом. Нарам-Суэн совершал походы в Сирию, Верхнее Двуречье и Западный Иран.

Империю сокрушили горские племена кутиев, родственные некоторым народам современного Дагестана. Они вторглись в Двуречье с Иранского нагорья и подчинили себе всю страну, кроме Лагаша. Его правитель Гудеа (последняя четверть XXII в. до Р.Х.) откупился от горцев и завладел Южным Двуречьем. После его смерти (2109 г. до Р.Х.) сын вялельщика рыбы Утухенгаль возглавил восстание и изгнал кутиев.

Так возникло Шумеро-Аккадское царство. Соратник Утухенгаля Ур-Намму (2111—2094 гг. до Р.Х.) сделал его столицей Ур, став основателем III династии Ура. Она правила до начала XX в. до Р.Х.

В столице Ур-Намму воздвиг первый зиккурат — гигантский ступенчатый храм бога луны Нанны, покровителя Ура. Аналогичные сооружения, ставшие образцами для подражания, он построил в других городах Двуречья.

Цари Ура возродили принципы государственности, заложенные Саргоном, создав классическую восточную деспотию. Правители контролировали жизнь страны с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Города-государства утратили самостоятельность и стали центрами управляемых чиновниками наместничеств. Основу постоянного войска составили чужеземцы, селившиеся на царской земле.

Ур-Намму издал законы — вероятно, первые в мире. Государство взяло под защиту частную собственность и жизнь граждан. В зависимости от тяжести преступления вводилась система штрафов.

Все храмовые и царские земельные угодья, а также ремесленные мастерские стали единым государственным хозяйством. Трудившиеся в нем рабы были разбиты на отряды и получали продовольственный паек. Урожай и продукция мастерских расходовались на содержание двора, войска, чиновников и на жертвы в храмах. Внутренняя торговля была запрещена, а внешняя стала привилегией государства. Двуречье было разделено на округа, не совпадавшие с прежними политическими единицами.

Культы богов были сведены в единую систему во главе с богом — покровителем государственности, Энлилем. В соответствии с учением о божественном происхождении царской власти монархи, начиная с сына Ур-Намму, Шульги (2093—2047 гг. до Р.Х.), обожествлялись.

 

Хараппская цивилизация

Третья цивилизация Древнего Востока возникла в долине реки Инд в середине III тысячелетия до Р.Х. Время ее расцвета — рубеж III—II тысячелетий до Р.Х. Об этой цивилизации стало известно в 1920-е гг. благодаря археологическим раскопкам.

Цивилизация получила название по одному из открытых памятников — поселению Хараппа. Ее история известна мало. Основой экономики было поливное земледелие. Хараппцы, по-видимому, были первыми, кто стал выращивать хлопок. Развивались ремесло и торговля, чему способствовало расположение Индии на пересечении важнейших торговых путей. Так как хараппцы знали письменность, их хозяйство, очевидно, было достаточно сложным.

Экономическим и политическим центром этой цивилизации был город, в котором находились культовый центр и дворец правителя, зернохранилища и мастерские ремесленников. Население, вероятно, состояло из жрецов, ремесленников и земледельцев. Результаты раскопок говорят о сильном имущественном расслоении, но данных о существовании рабства нет.

В XVII в. до Р.Х. после долгого периода упадка цивилизация Хараппы погибла. Причины ее гибели неясны.

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1999. Октябрь. № 39. С. 1–11.
http://his.1september.ru/article.php?ID=19990390
Русские традиции и ремесла