Античность и Восток: эволюция цивилизаций

Закат традиционных обществ древности

Кризис древних традиционных обществ Запада и Востока, начавшийся во II—III вв. по Р.Х. и достигший пика в V в., проявился во всех сферах человеческой деятельности — экономике, религии, культуре, морали и политике.

Экономика, основанная на применении рабского и подневольного труда, зашла в тупик. Развитие частной собственности расшатало традиционные корпоративные перегородки и связи. В III в. цивилизации Востока и Запада охватил кризис духа.

В это же время почти все цивилизации древности cтолкнулись с молодыми варварскими народами, творившими свою историю. Под их напором рухнули многие империи древности, на обломках которых возникли новые государства и новые народы.

 

Великие империи Среднего и Дальнего Востока

Римская империя в первые века по Р.Х. была не единственной великой державой. Одновременно с нею существовали другие мощные государства — на Среднем и Дальнем Востоке.

 

Китай в эпоху Поздней Хань

В эпоху Поздней Хань (25—220) Китай развивался сходно с Римской империей. В 9 г. по Р.Х. дальний родственник У-ди, Ван Ман, объявил о создании новой династии. Он запретил куплю-продажу земли и рабов. В стране вводился земельный максимум; излишки изымались и передавались неимущим. Попытка нормировать рыночные цены еще более обострила противоречия.

В 18 г. вспыхнуло восстание краснобровых. Его движущей силой были земледельцы. В 23 г. Ван Ман был свергнут. Один из вожаков восставших, Лю Сюань, объявил себя императором, но был убит своим соперником — Лю Сю, который стал править под именем Гуан У-ди и в 25 г. провозгласил создание династии Младшей Хань.

Все ставшие рабами в правление Ван Мана получили право уйти от хозяина. Закон запретил продажу людей в рабство. Клеймение и смертная казнь для рабов отменялись. Рабовладелец не мог убить раба.

В сельском хозяйстве распространились арендные отношения. Желание крупных хозяев прикрепить арендаторов к земле приводило к формированию отношений личной зависимости. Наряду с рабовладельческими хозяйствами появились имения сильных домов, где вместе с рабами трудились безземельные арендаторы, находившиеся в личной зависимости от собственников.

В эпоху Поздней Хань китайские купцы достигли Средиземноморья. В 120 г. китайцы впервые увидели фокусников из Александрии. В 166 г. в Китай прибыли римские купцы. Это событие власти Поднебесной восприняли как изъявление вассальной зависимости Рима от Китая.

Поздняя Хань — время расцвета древнекитайской культуры. Во II в. бывший раб Цай Лунь изобрел способ изготовления бумаги из древесного волокна. Была усовершенствована система письменности. Стандартный стиль написания иероглифов стал основой современного китайского письма. Был изобретен компас. Чжан Хэн (78—139) сконструировал прототип сейсмографа, составил каталог звезд и создал звездный глобус. Китайские математики открыли десятичные дроби и отрицательные числа. Медик Чжан Чжун-цин (150—219) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемических заболеваний. В III в. по Р.Х. врач Хуа То применил местную анестезию при полостных операциях. Из-за изоляции Китая эти достижения не стали достоянием всего человечества.

 

Индия в последние века перед Р.Х.

После смерти Ашоки его наследники разделили империю на западную и восточную части. В начале III в. до Р.Х. ее северо-западные области захватили Селевкиды.

В 180 г. до Р.Х. полководец Пушьямитра убил Брихадратху — последнего царя из династии Маурьев — и основал династию Шунгов.

Империя Маурьев распалась. Шунги смогли удержать лишь часть Северной Индии. На остальных землях возникли независимые княжества, враждовавшие как между собой, так и с Шунгами.

В 68 г. до Р.Х. Шунгов сменила династия Канвов.

 

Образование Кушанской империи

Междоусобная борьба в Индии совпала с переселением на юг Средней Азии и север Индии скифо-сакских племен, вытесненных гуннами. Между 140 и 129 гг. до Р.Х. ираноязычные кочевники-кушаны захватили Греко-Бактрийское царство. На его месте возникло царство Великих Кушан.

В конце I в. до Р.Х. — начале I в. по Р.Х. оно овладело территорией индо-сакских и индо-греческих государств на северо-западе Индии. С этого времени достижения индийской цивилизации активно усваиваются на Среднем и Дальнем Востоке. Культуртрегерская роль индийцев в этом регионе сравнима с ролью античной цивилизации в Европе и на Ближнем Востоке.

Первым объектом воздействия индийской культуры стали кушаны. Они быстро восприняли санскрит, письменность и культы индуистских божеств.

Эллинистическое влияние на кушан усилилось после того, как при царе Виме Кадфизе II (ок. 35 — 62 г. по Р.Х.) территория Кушанского царства достигла низовий Инда — основной зоны контактов между эллинистическим и эллинизованным миром.

Под влиянием римской денежной системы Кадфиз II унифицировал монеты, приравняв вес кушанских золотых к римским ауреусам.

Высшего подъема Кушанская держава достигла при царе Канишке (первая четверть II в. по Р.Х.). В это время в ее состав входили некоторые территории в Средней Азии, земли современных Афганистана и Пакистана и бульшая часть Индии.

 

Кризис III века

Кризис, наметившийся к III в. по Р.Х., предопределил падение рабовладельческого строя и политической системы традиционных цивилизаций древности на Западе и Востоке. Он охватил все сферы жизни и стал причиной распада великих империй — Римской, Ханьской, Кушанской и Гуптской.

 

Китай

В Китае кризис проявился уже во II в. по Р.Х. Власть оказалась в руках придворных евнухов. Они продавали государственные должности за высокую плату, что вело к безудержному росту коррупции, от которой страдали все слои населения. Государственные доходы расхищались. Ваны, изолированные от реальной жизни, не знали положения дел в стране, а те, кто пытался донести до них правду, приговаривались евнухами к казни или попадали в тюрьму.

Упадок товарно-денежных отношений привел к упадку городов. Денежные платежи были заменены натуральными. Вместо монеты сначала ввели бумажные деньги; затем их заменили шелк и зерно.

Высшие военачальники и ученые, для которых заслуги и компетентность были единственным мерилом для получения должности, видели выход из положения в удалении от дел. Простолюдины нашли моральную поддержку в даосизме.

В стране возникли даосские секты, проповедовавшие учение Пути Великого Благоденствия, т.е. смену политического строя и всеобщее равенство. Один из даосов, Чжан Цзяо, в 184 г. поднял Восстание желтых повязок — первое в истории Китая движение угнетенных масс, имевшее идеологию. Сильные дома подавили восстание, но борьба с отрядами повстанцев продолжалась до 207 г.

Власть вана еще более ослабела. В стране начались усобицы между полководцами, возвысившимися в годы подавления восстания.

 

Держава Сасанидов

В 208 г. Парфия распалась на враждующие друг с другом Парфию и Персию (Парс). В борьбу за парфянское наследство включился римский император Каракалла (211—217).

Царь Парса Арташир (Артаксеркс) I из рода Сасана в 227 г. сверг царя Парфии и объединил страну. Династия Сасанидов утвердилась в Иране и завладела почти всеми территориями, входившими в государство парфян.

Арташир I вернулся к традициям Ахеменидов. Он принял титул шахиншаха (царя царей) и полностью подчинил себе правителей провинций (сатрапов) и вассальных князей (шахов). Государственной религией стал зороастризм.

Арташир I хотел восстановить империю Ахеменидов. Главным его противником стала Римская империя. Объектом соперничества было Двуречье, где военные действия продолжались с 230 по 260 г. (с небольшими перерывами).

К 260-м гг. Иранская держава простиралась от Нижнего Двуречья и Сирии до Инда, от Кавказа до Аравии. Через 100 лет Сасаниды овладели большей частью Средней Азии.

Основой экономики Ирана было рабовладение. В системе землевладения происходили важные изменения. Частным лицам из царских владений выделялись земельные наделы — дастакерты — под условием военной или государственной службы. Вначале они давались на время службы, но позже стали собственностью владельцев.

Владельцы дастакертов имели право сбора налогов и суда на принадлежащих им землях. Такое совмещение права собственности на землю с политическими и судебными правами характерно для феодального общества.

 

Империя Гуптов

Главным противником Сасанидов была Кушанская держава. После того как Шапур I (241—272) захватил ее западные области, индийские владения кушан оказались под властью династии Гуптов.

Начало ее возвышения связано с правлением Чандрагупты I, вступившего на престол в 320 г. При Самундрагупте, правившем до 380 г., Империя Гуптов стала одной из крупнейших держав Востока.

Правление преемника Самундрагупты, Чандрагупты II (до 413 или 415 г.), называют золотым веком Гуптов. В индийской традиции он известен как Викрамадитья (Солнце Могущества).

В это царствование жили величайшие драматурги Индии Бхаса и Калидаса, астроном Арьябхата. В эпоху Гуптов индийские математики создали позиционную систему начертания чисел, ввели знак минус и буквенные обозначения для неизвестных чисел.

С середины V в. Гуптам пришлось вести ожесточенную борьбу с вторжением гуннов — одним из самых страшных в истории Индии, завершившимся созданием на ее землях гуннского государства.

 

Поздний принципат в Риме

Сын Марка Аврелия, Коммод, возродил порядки Нерона. В Империю вернулись времена массовых репрессий. Считая себя новым Геркулесом, Коммод выступал на арене как простой гладиатор — облаченный в львиную шкуру, с палицей в руках. Ведение государственных дел он передал фаворитам.

После убийства Коммода в 192 г. в империи началась гражданская война. Ее развязали провинциальные легионы и преторианская гвардия.

Армия уже состояла из провинциалов и лиц, не имевших римского гражданства. За их спиной стояла провинциальная аристократия, мечтавшая о руководящей роли в империи.

Преторианцы последовательно поставили на престол двух императоров, которые почти сразу же были убиты. Провинциальные легионы провозгласили трех императоров. Один из них — Септимий Север — в 193 г. захватил Рим. Затем в союзе с Клодием Альбином, ставленником британских легионов, он разбил Песценния Нигера, провозглашенного императором на Востоке, и отвоевал у Парфии Северное Двуречье. В 197 г. Септимий Север убил Клодия Альбина и стал единовластным правителем.

Прекрасно осознавая, кому обязан престолом, новый принцепс провел реформы под девизом «Обогащайте солдат, об остальном не заботьтесь». Септимий Север сделал воинов придунайских легионов, приведших его к власти, преторианцами, а остальных легионеров уравнял с ними в правах. Солдатам разрешили иметь семьи и заниматься земледелием по месту службы. Легионы были привязаны к провинциям. Возможность быстрой карьеры и обогащения способствовала притоку в армию варваров и провинциалов. В Римской империи начался процесс варваризации.

При династии Северов (193—235) завершилось формирование государственного аппарата империи. Принципат — система власти, унаследованная от республики, — переродился в военно-бюрократическую диктатуру.

Император лично сменял и назначал консулов. Сенат потерял право на законотворчество — действовал принцип воля императора имеет силу закона. Главным органом управления стал консилий. В нем заседали начальники имперских ведомств. Чиновники, назначаемые, сменяемые и контролируемые императором, трудились в государственных и военных ведомствах, получая плату за труд.

Продвижение по службе зависело от получения титула и ранга. Бюрократический аппарат был милитаризован. Чиновники считались воинами I и II вспомогательных легионов. Звания администраторов соответствовали военным чинам.

Военнослужащие также стали чиновниками. Разница между гражданской и военной службой стерлась.

Последним шагом в преобразовании Римского государства стал эдикт императора Каракаллы. В 212 г. он распространил римское гражданство на всё население империи с одновременной обязанностью уплаты налогов.

Политический кризис сопровождался экономическим. Полноценные деньги исчезли из оборота, что привело к упадку торговли и городских ремесел. Пахотные площади уменьшились, упала урожайность. Произошел переход к экстенсивному натуральному хозяйству.

Латифундии, способные обеспечить себя всем необходимым, стали основной ячейкой, где шла перестройка римского общества. Главной рабочей силой в таких хозяйствах были колоны — безземельные земледельцы и горожане, бежавшие в деревню. Их покровителем — патроном — делался владелец латифундии.

Патронат переродился в новую форму зависимости. Колон оставался лично свободным, но не имел права уйти с участка. Колона можно было продать — но только вместе с землей.

Рабы использовались в качестве домашней прислуги или переводились на положение колонов. Это вело к отмиранию рабовладения и зарождению новых социальных слоев.

К IV в. население империи было разделено на три сословия. К светлейшим относилась чиновничья и военная элита, к достойным — средние слои общества, к смиренным — рядовые граждане, вольноотпущенники, колоны, а позднее и рабы.

Натурализация хозяйства подорвала экономические связи между провинциями. Легионы не могли сдержать напора варваров и подавить участившиеся восстания рабов и колонов. Раздутый государственный аппарат и многочисленная армия, съедавшие бульшую часть бюджета, рождали центробежные настроения. Провинциалы считали, что выгоднее иметь независимость и на те налоги, что шли в Рим, держать собственных чиновников и армию.

Ослабление центральной власти и сепаратизм провинций породили феномен солдатских императоров. С 235 по 284 г. на троне побывали 29 «законных» императоров, не считая узурпаторов, поддержанных армией в разных частях империи. Из этих правителей и претендентов на престол только один пал в единоборстве с внешними врагами, остальных убили соперники.

Временной стабилизации удалось добиться Аврелиану (270—275), провозглашенному императором воинами дунайских легионов. Он остановил натиск на империю племен вандалов, алеманнов, готов и сарматов. Аврелиан провел религиозную реформу, введя культ Непобедимого Солнца — покровителя императора и державы.

Однако попытка прекратить порчу монеты на монетных дворах и остановить инфляцию вызвала восстание монетных мастеров, и от реформы денежного обращения пришлось отказаться.

После убийства Аврелиана борьба за императорский престол возобновилась.

 

Римская империя в эпоху домината.
Император Диоклетиан

Доминат — это система управления Римской империей в последнем десятилетии III — VI в.

Творцом домината был император Диоклетиан (284—305). Сын вольноотпущенника, малообразованный, но умный, хитрый и жестокий, он сделал блестящую карьеру и при императоре Нумериане (283—284) командовал преторианцами. Эта должность открыла дорогу к трону.

Диоклетиан получил государство, ослабленное внутренними смутами и вторжениями варваров. Его реформы, призванные восстановить нормальный ход жизни, установили систему домината.

Император стал господином (лат. dominus) и богом по отношению ко всем подданным — без различия ранга и сословия, т.е. превратился в абсолютного монарха. При встрече с ним все обязаны были падать ниц и целовать край его пурпурного плаща — порфиры, как было в обычае у Сасанидов.

Правитель не мог нести бремя власти в одиночку. Для борьбы с вторжениями варваров и восстаниями провинциалов требовалась децентрализация. Государство было разделено на тетрархии (четверовластия). Диоклетиан оставил за собой Фракию, Азию, Сирию и Египет, а его друг и соправитель Максимиан получил Италию, Испанию и Африку. Оба они имели титул августов. Две части Империи достались усыновленным августами наследникам — цезарям. Галерий получил Балканский полуостров, а Констанций Хлор — Галлию и Британию.

Резиденцией Диоклетиана стала Никомедия на Мраморном море, Максимиан избрал Медиолан (современный Милан), Галерий — Сирмий (на Балканах), а Констанций Хлор — колонию Августу Тревиров (современный Трир). Рим остался столицей империи. Такая система должна была обеспечить порядок престолонаследия и избежать узурпаций власти.

Государством управлял отлаженный бюрократический аппарат. Магистратуры стали почетными титулами и званиями. Империя была разделена на Запад и Восток, а каждая из этих частей — на две префектуры. Возглавляшие их префекты претория обладали высшей гражданской и военной властью.

Провинции были объединены в 12 диоцезов, управлявшихся викариями — заместителями префектов. У них была гражданская власть, военная принадлежала наместникам провинций. Рим стал особым административным округом, приравненым к провинции. Контроль за местной администрацией осуществлялся с помощью разветвленной сети шпионов.

Реорганизации подверглись и вооруженные силы. Армия делилась на пограничные части, которые имели постоянную дислокацию и использовались для борьбы с варварами, и внутренние войска — их перебрасывали в нужное место во время мятежа, не ослабляя границ. Армия пополнялась за счет рекрутов: землевладельцы были обязаны предоставить государству колонов для военной службы.

Отряды федератов состояли из варваров, ставших союзниками Рима. Им выделяли участки земли близ границ.

Для содержания чиновников и армии требовались деньги. Но экономика и финансы были в упадке. Производство товаров уменьшилось, а крупные хозяйства перешли на самообеспечение, что усилило рост цен и спекуляцию.

В 301 г. Диоклетиан установил твердое содержание золота в монетах и ввел максимум цен на предметы первой необходимости, а также максимум оплаты труда работников разных специальностей. За несоблюдение этих норм полагалась смертная казнь.

Налоги стали единообразными. Их платило всё население империи, кроме чиновников, ветеранов, федератов, рабов и неимущих пролетариев. Представители редких специальносей — врачи и учителя — также освобождались от налогов.

Размеры налогов определялись на основе переписи населения. Она проводилась раз в 15 лет, списки налогоплательщиков выверялись через каждые
5 лет. Этот порядок, носивший название индикта (объявление), лег в основу летосчисления.

Население империи платило единый натуральный налог (аннону). Единицей подушного обложения была голова — взрослый мужчина; женщины приравнивались к половине головы. Поземельный налог исчислялся с учетом размеров земельного участка, качества земли и возделываемых на ней культур. Налоги шли на содержание армии, чиновников и неимущих жителей столицы.

Учет населения и земель вел к закрепощению людей. Колоны прикреплялись к поместью, ремесленники — к ремесленным коллегиям, горожане — к городским куриям. Каждое сословие связывала круговая порука: все отвечали за поступление налогов собственными средствами. Переход из одного сословия в другое запрещался.

Через двадцать лет после начала преобразований в империи был восстановлен порядок. 1 мая 305 г. Диоклетиан и Максимиан отказались от власти и уехали в свои поместья.

Римляне, любившие Диоклетиана, просили его вернуться на престол. На это удалившийся от дел август ответил: «Если бы вы могли видеть овощи, выращенные моими руками, вы бы сказали, что мне никогда не надо возвращаться к власти».

 

 Реформы Константина Великого

Формирование домината завершил сын Констанция Хлора, Константин Великий (306—337). Он захватил трон после борьбы с наследниками Диоклетиана.

Константин правил единолично. Тетрархия была упразднена. Диоцезы разделили на 4 префектуры. Преторианскую гвардию заменил корпус дворцовой стражи.

11 мая 330 г. на месте древнего города Византия была заложена новая столица Империи — Константинополь.

Константин завершил военную реформу. Задачи пограничной стражи и внутренних войск были разграничены, военная служба стала наследственной. Сыновья ветеранов подлежали обязательному призыву.

Верховное командование осуществлял император. Ему подчинялись начальник войск и начальник кавалерии. Всё, что касалось императора, в официальных документах сопровождалось эпитетом священный. Высший совещательный орган при императоре, куда он сам назначал сановников, назывался Священным консисторием (местом, где стоят вместе: в присутствии императора никто не имел права сидеть).

Константин завершил реформу государственного аппарата. Карьеру чиновников определяла иерархия рангов из шести ступеней. Высшие чиновники имели титул благороднейших мужей. Далее шли сиятельные, почтенные, светлейшие и совершеннейшие мужи.

Эти ранги были доступны только сенаторам. Их привилегиями были свобода от налогов и пыток, от службы в городских советах, подсудность императору и право приезда ко дворцу (остальные шли пешком). На более низкой ступени стояли выдающиеся мужи — вершина карьеры для выходцев из средних слоев.

Монетная реформа установила хождение солидов (по-латыни твердый) — золотых монет без примесей. Мелкая монета чеканилась только из серебра. Это стабилизировало денежное обращение.

Податную реформу дополнил денежный налог на титул сенатора. Раз в пять лет горожане стали платить юбилейный налог, который шел на императорские подарки воинам, придворным и сановникам.

Константин завершил закрепощение сословий. Занятия стали государственной повинностью. Горожане не могли покинуть город, где родились. Ветераны по выходе в отставку были обязаны вернуться в родные места. Ремесленников прикрепили к профессиям, а колонов — к земле (без права покинуть поместье или перейти к новому владельцу).

При Константине изменился социальный статус христиан.

Просвещению императора в вере Христовой способствовало, по преданию, чудо. Перед решающей битвой с последним претендентом на власть, Максенцием (312 г.), Спаситель явился Константину во сне и велел изобразить на щитах воинов и легионных значках крест и начальную букву Своего имени, сказав: «Сим победиши».

Победив, Константин прекратил гонения на христиан. В 313 г. в Миланском эдикте он разрешил свободное исповедание христианства на Востоке, а в 332 г. — и на Западе, провозгласив его государственной религией. По инициативе Константина в Иерусалиме был построен храм Воскресения Господня — главная святыня христиан.

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1999. Октябрь. № 40. С. 1–16.
http://his.1september.ru/article.php?ID=199904001
Русские традиции и ремесла