ВАЗЫ И ХЛЕБНИЦЫ

ВАЗОЧКА ДЛЯ КОНФЕТ И ПЕЧЕНЬЯ

И каких только замысловатых форм и узоров не придумали умельцы выплетать из прутьев! Вот ажурная сухарница, а рядом продолговатое блюдо, которое может служить и хлебницей. А вон еще миниатюрная конфетница, способная украсить любой праздничный стол. Присмотритесь к ним. При всем разнообразии форм все эти изделия по сути своей — маленькие безлучковые корзиночки. И плести их в большинстве своем начинают со дна. Только прутики отбирают тоненькие и делается все более аккуратно, чем при плетении корзинки.

На рисунках 42, 43, 44, 45 показано, как заплетается дно, как разветвляется крестовина и ставятся дополнительные основины при плетении безлучковой корзины. Точно так же начинается и ваза. Но полное сходство будет только пока плетете дно, а как его сплетете, тут сходство и заканчивается.

Сплетенное дно надо хорошо просушить между двумя ровыми досками, прижав грузом. Пока дно сохнет, можно заняться чем-нибудь другим, например, сплести второе, третье дно иной формы или изготовить шаблон для вазы.

Шаблон делается из чурки, отпиленной от толстого полена дров. Чурку сперва надо обработать под ровный круг или овал, потом стесать, придав форму усеченного конуса. От разницы радиусов, верхнего и нижнего, будет зависеть форма вазочки. При большей разнице вазочка получится более раскидистая.

На скорую руку шаблон можно сделать из коробочного картона. Вырежьте полоску картона шириной сантиметров десять, согните ее и склейте. Потом расстригите овал с шести сторон, оставив вверху сантиметра по два. Затем заложите складки — на торцах побольше, на боках поменьше, схватите канцелярскими скрепками. Проверьте, хорош ли разлет, ровна ли высота, поправьте, если надо. Склейте в местах, где пока держат скрепки. Для большей прочности обклейте бумагой. Шаблон готов.

Плетение боков вазы

Рис. 104. Плетение боков вазы

Последние повороты
Рис. 105. Последние повороты

Перед началом плетения надо обрезать ножом или кусачками торчащие во все стороны короткие концы основин дна. Для вазочек берут ровные без почек хорошо очищенные прутья. Их должно быть в два или в три раза больше, чем лучей, которые вы только что обрезали, Основины надо заострить и втыкать с помощью шила возле каждого прута с той и другой стороны по прутику. Или с одной стороны два, а с другой один, если задумали узор из трех прутьев. У вас получится такое же солнышко, какое показано на рисунке 45. Только при плетении вазочек и хлебниц лучей бывает в два-три раза больше, чем у безлучковой корзины, поскольку к каждой основине втыкаем по два-три прута.

Долго "солнышком" любоваться некогда. Тонкие прутики, очищенные от корья, очень быстро высохнут и станут ломкими. Торопитесь их связать в пучок. При этом надо помнить, что у дна есть внутренняя и наружная стороны, потому что при плетении толстые концы прутьев прячутся всегда внутрь, а тонкие выводятся наружу, где их легко обрезать. Взятые в пучок прутики еще неустойчивы. Проплетите рядок в три прута, они будут устойчивей.

Теперь распускаем связку и начинаем выплетать узоры. Сначала надо промять пальцами все тройки (или пары) прутьев, сгибая один над другим в дугу, чтобы потом они были более послушными, гнулись, как вам надо, без особого "упрямства". Затем берите любую тройку (пару), выгибайте дугойиотклоняйте в сторону, скажем, по часовой стрелке, доведя до соседней тройки, огибайте ее снаружи и ведите к следующей тройке. Эту огибайте изнутри и устремляйте концы ко дну. Следите, чтобы прутья в дуге не набегали один на другой (они к этому стремятся), а все лежали в одной плоскости, прижимаясь друг к другу. Берите следующую тройку и так же заплетайте, устремляя концы вниз, ко дну, пока не переберете все. А их у вас 12, если вазочка круглая, 18, если овальная. Эти числа должны соблюдаться. Увеличить можно только на три, шесть, девять и т.д.

Когда вы согнете предпоследнюю (11-ю или 17-ю), у вас справа останется только одна несогнутая тройка (пара). Зна­чит, второй шажок вам придется уже делать за согнутую тройку. А последнюю — всю заплетать за согнутые. Тут надо хорошенько разобраться. Мысленно представьте, будто первая и вторая тройки еще не согнуты, так поймете, куда пропустить концы последней тройки. Ошибка приведет к тому, что все пойдет наперекосяк.

Вот теперь нам пригодится шаблон, о котором речь шла выше. Ставьте его на дно широким овалом вверх и затягивайте на шаблоне поочередно тройки прутьев, следя за тем, чтобы дуги вверху держали линию и имели одинаковый изгиб. Сейчас легко их выправить, если какая фальшивит. Еще и еще раз проверьте, не набегают ли прутья друг на друга, ровны ли отверстия узора. Перебрав все, поставьте вазочку, не вынимая из нее шаблона, широкой стороной на стол. Вверху у вас окажутся концы прутьев. Что с ними делать? Вазочка уже видна, глаз радует, а эти концы все портят. Стоп! А что, если их... Правильно! Их надо заплетать дальше.

Для этого зафиксируйте шпагатом на шаблоне сплетенное, чтобы прутья не разъезжались. Если у вас шаблон не простой конус, а "в талию", то прижимать шпагатом надо плотно, накручивая чаще. Останутся у вас только концы, повернутые в одну сторону. Прутья, переплетясь между собой, описали дугу. Продолжим эту дугу, снова переплетая тройки между собой, но только по одному шагу и сразу берем следующую. Дойдя до предпоследней, разберемся в переплетении. Тут вы обнаружите, что последнюю тройку заводить вроде уже некуда. Придется ее подтыкать за уже согнутую первую. И теперь нет ни последних, ни первых — все в одинаковом положении, держат друг друга, образуя по краю дна вазочки красивый узор.

И у вас получится вот такая ваза
Рис. 106. И у вас получится вот такая ваза

Все идет хорошо, но дело усложняется тем, что в самый трудный момент приходится торопиться, так как тонкие концы оголенных прутьев быстро сохнут и становятся ломкими. За­менять или наставлять их в этой стадии плетения невозможно.

Чтобы не испортить работу в самом ее завершении, обмотайте концы прутьев мокрой тряпкой и дайте им увлажниться. Это позволит вам доплести без переломов.

Осталось сделать совсем немногое: проплести по два-три шажка каждым прутиком в том же направлении, куда они устремлены. Но не сразу раз-два-три, а сперва все по одному шажку, потом все по второму, по третьему. Затем проплетите веревочку в два прута, чтобы прижать концы тройничков. Такое окончание дает вам красивое ребро вокруг дна и тройнич-ковый каплет в самом низу.

Вазочка готова. Хочется ее показать родным и друзьям, но не спешите снимать шпагат, прижимающий прутья к шаблону. Пусть просохнут, приняв нужную форму. Ждать совсем недолго.

литература в свободном доступе