Глава 8

Вспомним старину

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчет пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела — оставь еще на часок потомиться, перепрела — стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст.


Рис. 157. Инструмент для плетения лаптей и бахил. Вверху слева — кочедык металлический, в средине — сучок крепкого кустарника с подходящим отростком, из которого можно сделать деревянный кочедык, какой показан внизу, справа — мялка для лыка

Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо­го нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.


Рис. 158, Колодки для лаптей (верхняя) и для бахил

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные (рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет — прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, .если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться, на простор.

Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира ях не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые.

" Мы тоже не лыком шиты".—Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку". — Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". — Взял плохое вместо хоро­шего.

"Надрал лыка". — Строго расправился.

"Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол ее должен быть тоньше чайного стакана — в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет­ками — прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование — ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра­няющий косину.

Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая — с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру — верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.

Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Заплетка в четыре лыка Заплетка стельки. Начало сгона верхних лык вниз


Рис. 159. Заплетка в четыре лыка

Рис. 160. Заплетка стельки. Начало сгона верхних лык вниз

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть — в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра­вильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку — на поллыка — длиннее колодки. Если не хватает — добавьте, лишнее — расплетите.

Рис. 161. Продолжение сгона лык

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.

Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер

хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по до­рожке и уж тогда под­девайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пой­дет наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).

Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Рис. 162. Проплетка (стелька)

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальны­ми тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

Рис. 163.164. Начало и продолжение заплетки носка

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Рис. 165. Затяжка носка бахилы на колодке. 1 — колодка, 2 — проплетка (стелька, 3 — веревочка, скрепляющая стельку с колодкой, 4 — шуруп

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые "просятся" на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле.

Рис. 166. так плетут задник. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка.
Рис. 167. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут

Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.

Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая.

Рис. 168. Носок и задник

Рис. 169. Лапоть на колодке

В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать) лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. ку и там плетутся "второй ценой".

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.

Рис. 170. Вот такой у вас получится лапоть

Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок "похудеет". Добавьте концов. Не допускайте, чтобы "худоба" пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы.

Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи (портянки).

Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится.

Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже - бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: "лакированные лапти" вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории.

литература в свободном доступе